В статье раскрывается идея и концепция
современного образования, построенная на т.н.
"социальном конструктивизме"
Похоже, что представленные тезисы
действительно работают, так как они не придуманы,
а взяты из жизненных реалий.
(Авторство статьи неизвестно)

Философия

Проект и дальнейшее развитие системы Moodle строятся на особой философии обучения, образе мышления, который вкратце можно назвать "социальная конструктивная педагогика". (Некоторые ученые, возможно, уже подумали: "очередная бессмыслица из образования в области программного обеспечения" и потянулись к мышке, но, пожалуйста, прочтите до конца – это может оказаться полезным для любой области!).

Оперируя простыми терминами и раскрывая четыре основные понятия, скрывающиеся за данной фразой, мы попытаемся объяснить, что она означает. Учтите, что каждое из понятий представляет одно мнение из огромного количества разнообразных исследований, а потому может показаться недостаточно убедительными, если вы уже читали об этом ранее.

Если же эти понятия для вас внове, тогда вполне вероятно, что эти идеи сначала будет сложно понять. Рекомендуем вам прочитать их повнимательнее и вспомнить собственный опыт изучения чего бы то ни было.

Конструктивизм

Это понятие утверждает, что люди активно выстраивают новое знание по мере взаимодействия с окружающим миром.

Все, что вы читаете, видите, слышите, чувствуете, к чему прикасаетесь, проходит испытание всем ранее приобретенным знанием. Если эта новая информация оказывается жизнеспособной, то она способна сформировать у вас новое знание. Знание укрепляется, если вы с успехом пользуетесь им в более широком вашем окружении. Вы не просто блок памяти, который пассивно поглощает информацию, и знание не может быть просто передано вам путем прочтения или прослушивания информации.

Мы не хотим сказать, что вы не можете научиться чему-либо в результате чтения информации с Web-страницы или просмотра лекции. Конечно, можете. Мы просто подчеркиваем, что при обучении имеет место больше интерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.

Конструкционизм

Смысл этого понятия в утверждении о том, что обучение особенно эффективно, когда учащийся создает что-то для передачи опыта другим. Учащийся выстраивает речевые сообщения, интернет-сообщения, более сложные артефакты, как, например, произведение изобразительного искусства, дом или комплект программного обеспечения.

Например, вы можете прочитать эту страницу несколько раз, но уже завтра ничего не будете помнить. Тем не менее, если бы вы попытались объяснить эти идеи кому-то еще своими словами или подготовить слайды, иллюстрирующие эти понятия, то гарантируем вам, что вы сами добились бы лучшего понимания этих понятий. Потому люди и ведут записи во время лекций, даже если никогда не возвращаются к ним в дальнейшем.

Социальный конструкционизм

Социальный конструкционизм поднимает уже упомянутые понятия до уровня социальной группы, члены которой в сотрудничестве создают малую культуру совместных артефактов, результатов деятельности, имеющих общие значения. Когда кто-то погружается в подобную культуру, он находится в непрерывном процессе обучения на разных уровнях, являясь частью этой культуры.

Простым примером является чашка. Этот предмет может использоваться для тысячи разных целей, но его форма предполагает наличие некоего "знания" о хранении жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс. Здесь не только "формы" инструментария указывают на то, как должен работать такой курс, но и работа и тексты, созданные в группе в целом помогут установить, как каждый участник курса действует внутри группы.

Связанное и самостоятельное

Эта концепция дает более глубокое исследование мотивации поведения отдельных личностей в процессе дискуссии.

Самостоятельное поведение – это когда кто-то старается оставаться объективным и основываться на фактах. Он имеет склонность защищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест в суждениях оппонента.

Связанное поведение представляет собой более эмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек старается слушать и задавать вопросы для понимания другой точки зрения.

Сконструированное поведение – это когда человек использует оба вышеизложенных подхода и способен выбрать какой-либо из них, как наиболее подходящий к текущей ситуации.

В целом, здоровое количество связанного поведения внутри сообщества учащихся – это мощный стимул для обучения, поскольку он не только объединяет людей, но и способствует появлению более глубоких размышлений и пересмотру существующих убеждений.

Обдумывание этих вопросов поможет вам сфокусироваться больше на том опыте, который может оказаться полезным для учебы с точки зрения учащегося, чем на публикации и оценке информации, которой они должны владеть, согласно вашей точке зрения. Это также поможет вам понять, как каждый участник курса может быть одновременно учителем и учащимся. Как учитель вы сможете перестать быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, в ролевую модель для класса. Т.е. вы будете связаны со студентами на индивидуальном уровне, работая с их конкретными потребностями. Вы будете модерировать дискуссии и работу таким образом, чтобы направлять студентов в целом к достижению учебных целей группы.

Безусловно Moodle не навязывает такой тип поведения, но это его лучшее свойство в смысле поддержки процесса обучения. В будущем по мере стабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие преобразования в области педагогической поддержки станут основным направлением в развитии системы Moodle.
Последнее изменение: Пятница 19 Сентябрь 2008, 12:52